31 июля 2012 г.

Свой среди своих



«Мы можем иметь разные вкусы, но я режиссер, а он артист. И он вначале должен сделать то, что хочу я, а потом мы вместе увидим, хорошо это или плохо. А он сразу от всего отказался. Для меня это абсолютно непрофессионально и непонятно. Не может мистер Никто, сказать, что я предлагаю г…о. Это оскорбление. Я занимаюсь своим делом почти 30 лет, и работал с разными звездами. Но с таким еще не сталкивался...»
Януш Юзефович, интервью «Комсомольская правда в России» 2009 год.

Что ж, у известного польского режиссёра - постановщика, хореографа, актёра и продюсера есть полное право на высказывания такого рода.

Профессионал, которого признал Бродвей и театральная Европа, мог только пожать плечами на выпад белорусской звезды Петра Елфимова.

Януш Юзефович (Janusz Józefowicz) родился 3 июля в 1959 году в городе Швеце, Польша. Он окончил Варшавскую Театральную Школу, параллельно изучая хореографию и вокал.
Уже его дипломный спектакль «Беспредел» в 1984 стал сенсацией.
Стало понятным, что родился не просто профессионал своего дела, а человек, которому отныне будут принадлежать пафосные, но имеющие основания комплименты и звание «культурного явления». «Беспредел» завоевал престижную премию "International Journalists' Award". Его гастроли с успехом прошли в Москве (в Театре на Таганке) и в Европе.

Януш Юзефович в полной мере может гордо носить звание «отца» жанра мюзикла, по крайней мере, в Восточной Европе.

30 января 1991 года в Варшавском драматическом театре состоялась премьера мюзикла «Метро». Идея Юзефовича поставить мюзикл о жизни его поколения прижилась творчески не только в родной Польше, где мюзикл с успехом идёт до сих пор (с 1997 года в театре "Студио Буффо Лтд»).
Уже 16 апреля 1992 года «Метро» рукоплескал Бродвей (театр «Минскофф»).

До 1992 года Юзефович – главный хореограф театров "Атенеум" и "Рампа", преподаватель танцев в Западном Берлине.

В 1993 году он возглавил варшавский театр "Студио Буффо Лтд", постановки которого неизменно успешны и сейчас.

В1995 году - успешные гастроли во Франции, где знают толк в мюзиклах. 

1998 год ознаменовал собой рождение первого российского мюзикла.
«Метро» поставили в Москве. До сих пор эта постановка считается эталонной.
Московская версия «Метро» была номинирована на премию Tony Award и получила премию «Golden Record Award».
В России же спектакль собрал все возможные и невозможные премии, включая две «Золотые маски». Это любимая версия самого автора.

Так получилось, что за очень короткий период Януш Юзефович стал в России по-настоящему своим. Во многом благодаря творческому тендему с известным поэтом Юрием Ряшенцевым и его женой и соавтором -Галиной Полиди.
Юрий Ряшенцев и его жена Галина авторы перевода либретто «Метро» на русский язык.

Именно Янушу Юзефовичу Россия обязана открытием этого нового жанра искусства. Надо сказать, не только зрелищного, яркого и эмоционального, но и коммерчески выгодного. Осенью 2012 года в Москве откроется уже четвёртая площадка сделанная специально под мюзиклы.
В апреле 2012 года Януш Юзефович посетил Оренбург, Россия.
Он приехал по приглашению благотворительного фонда «Евразия»
и оренбургского Центра польской культуры «Вавель». Польский гость настолько впечатлился музыкальными талантами Оренбурга, что предложил поставить свою "Ромео и Джульетту" именно здесь. А русская версия давно уже ждёт своего часа, подготовленная Юрием Ряшенцевым и Галиной Полиди. И название есть - «Сны в Вероне».

Сейчас трио (Юзефович-Ряшенцев-Полиди) почти завершило работу над будущим совместным спектаклем «Мастер и Маргарита». Ждём очередной фантазии на тему «Мастера и Маргариты», уже в модном теперь 3D-формате, если сэр Эндрю Ллойд-Уэббер не решится на эту постановку раньше.

В 2008 году Януш Юзефович режиссировал мюзикл Ильи Олейникова «Пророк». Это был совместный российско-белорусский проект.
Так что теперь и Беларусь может - смело развиваться в направление жанра мюзикла.

В Польше же любимый коллега и соавтор Юзефовича - композитор Януш Стоклос. Союз двух Янушей – стал залогом творческого успеха.
К славе «Метро» вскоре присоединились постановки мюзиклов «Ромео и Джульетта» и «Иствикские ведьмы».
Музыку к ним также написал Стоклос. В 2001 году Януши поставили
оригинальный мюзикл «Питер Пэн».

Рассказывая о Юзефовиче, нельзя не упомянуть о постановке рок- оперы «Ca ira» в июле 2006 года в Познани. Это рок-опера о событиях Французкой революции. Композитор- Роджер Уотерс, лидер группы «Pink Floyd». Януш - в обычной для себя роли и режисера, и хореографа.

 Из актёрских работ Юзефовича следуют отметить главные роли в фильмах «Нью-Йорк, 4 часа утра» Кшиштофа Краузе и «Игроки» Ришарда Бугайского. Кроме того, он участвовал как актёр практически во всех своих постановках. 

 Януш Юзефович - первый в мире режиссер, перенесший технологию 3D из кинотеатра на театральную сцену. На примере нового мюзикла "Полита" он продемонстрировал, как ему удалось поместить реальных актеров в виртуальное пространство.
В этой же технике планируется и спектакль "Мастер и Маргарита".

 О личной жизни маэстро известно немного. Дважды женат. У него двое взрослых детей от первого брака -Камили  (1983 г.р.) и Якуб (1993 г.р). Второй раз Юзефович женился на своей помощнице- Наташе Урбанской. 13 декабря 2008 года у них родилась дочь Калина.

А вообще надо бы его к нам, в Украину, Януша Юзефовича.
Не подозревает он, какими музыкальными талантами и ярыми поклонниками жанра мюзикла богата, если не вся наша страна, так столица точно. Почему бы и нет? Евро успешно провели с Польшей.
Теперь дело за творческим союзом. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий